Пожарный аудит

 
Принципы организации независимой оценки пожарных рисков (пожарный аудит)

Основанием создания данной системы является поручение Президента Российской Федерации и Концепции административной реформы в России в 2006-2008 гг. и создания системы независимой оценки рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее – независимая оценка рисков), а также Положение о МЧС России.

Целью создания системы независимой оценки рисков является повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом решаются следующие задачи:

  • снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов;
  • освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение их усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
  • учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциации в зависимости от уровня защищенности объекта;
  • обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.

Виды осуществления независимой оценки рисков: 

  • добровольная оценка рисков для неограниченной группы объектов (продукции).
  • обязательная оценка рисков для отдельных групп объектов (продукции), определенных в соответствующих законодательных актах;

Регламентируют деятельность системы независимой оценки рисков следующие документы:

 

  • административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (приказ МЧС России от 1.10.2007 № 517, зарегистрирован в Минюсте РФ 31 октября 2007г., регистрационный №10424);
  • порядок добровольной аккредитации организаций осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (приказ МЧС России от 20.11.2007г. №607 , зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2007г., регистрационный №10597);
  • положение о комиссии МЧС России по аккредитации (приказ МЧС России от 13.02.2008г. №67);
  • положение о территориальных комиссиях МЧС России по аккредитации;
  • положение о реестре заключений по результатам оценки рисков;
  • положение о реестре аккредитованных организаций.

Административным регламентом, определяющим порядок осуществления пожарного надзора, предусмотрено, что объекты, прошедшие в установленном порядке независимую оценку рисков, не включаются в соответствующие планы мероприятий по надзору. Их проверка органами пожарного надзора проводится исключительно только в случаях, когда объектом защиты не выполняется план устранения недостатков, выявленных в ходе оценки риска.

Это крайне важное положение позволяет собственникам объектов самостоятельно выбрать форму организации контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Новости

МЧС России разработан электронный сервис, позволяющий учреждениям и организациям

определять присвоенную им категорию риска по трем видам надзора, а также

периодичность проведения плановых проверок. Онлайн-калькулятор доступен на

официальном сайте министерства в разделе «Профилактическая работа и надзорная

деятельность».

В России появится ГОСТ по пожарной безопасности, который коснется работы офисов,

административных учреждений, торговых предприятий и других организаций. Предполагается, что

риски возникновения возгорания на каждом объекте должны оцениваться как минимум раз в

месяц. Экспертные заключения по итогам таких оценок будут храниться в открытом национальном

реестре. Сначала организации смогут применять нацстандарт на добровольной основе, но через

2–3 года его планируется сделать обязательным. В Росстандарте надеются, что новый ГОСТ

повысит уровень обеспечения пожарной безопасности в стране.

Культура безопасность, безусловно, одна из значимых составляющих нашей жизни. Обучением мерам безопасности на всех уровнях всегда занимались много: уроки ОБЖ в школе и вузах, пожарно-технические минимумы и курсы ГО в учебных центрах, дружины юных пожарных (ДЮП), молодежные спасательские организации, юные инспектора движения и многое другое.

Сегодня в МЧС России начались двухдневные занятия с руководящим составом структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных организаций МЧС России. Цель занятий – доведение до сотрудников министерства информации о работе по внедрению риск-ориентированного подхода и других положительных примеров в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».