Пожарный аудит
Основанием создания данной системы является поручение Президента Российской Федерации и Концепции административной реформы в России в 2006-2008 гг. и создания системы независимой оценки рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее – независимая оценка рисков), а также Положение о МЧС России.
Целью создания системы независимой оценки рисков является повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом решаются следующие задачи:
- снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов;
- освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение их усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
- учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциации в зависимости от уровня защищенности объекта;
- обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
Виды осуществления независимой оценки рисков:
- добровольная оценка рисков для неограниченной группы объектов (продукции).
- обязательная оценка рисков для отдельных групп объектов (продукции), определенных в соответствующих законодательных актах;
Регламентируют деятельность системы независимой оценки рисков следующие документы:
- административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (приказ МЧС России от 1.10.2007 № 517, зарегистрирован в Минюсте РФ 31 октября 2007г., регистрационный №10424);
- порядок добровольной аккредитации организаций осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (приказ МЧС России от 20.11.2007г. №607 , зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2007г., регистрационный №10597);
- положение о комиссии МЧС России по аккредитации (приказ МЧС России от 13.02.2008г. №67);
- положение о территориальных комиссиях МЧС России по аккредитации;
- положение о реестре заключений по результатам оценки рисков;
- положение о реестре аккредитованных организаций.
Административным регламентом, определяющим порядок осуществления пожарного надзора, предусмотрено, что объекты, прошедшие в установленном порядке независимую оценку рисков, не включаются в соответствующие планы мероприятий по надзору. Их проверка органами пожарного надзора проводится исключительно только в случаях, когда объектом защиты не выполняется план устранения недостатков, выявленных в ходе оценки риска.
Это крайне важное положение позволяет собственникам объектов самостоятельно выбрать форму организации контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.