Пожарный аудит

 

В соответствии со статьей 144 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Правительством Российской Федерации Постановлением от 7 апреля 2009 года N 304 приняты Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Это был революционный шаг в области нормирования пожарной безопасности. Впервые с момента создания пожарной охраны пожарный надзор решил поделиться своей властью и дал возможность собственникам организаций и предприятий как частных, так и государственных выбирать между проверками пожарным надзором и специально аккредитованными МЧС организациями. Объяснялось это огромной загруженностью органов пожарного надзора. Изменения были направлены на предоставление собственнику права рисковать своим имуществом, при безусловном обеспечении безопасности людей.

Этот порядок еще несколько раз менялся. В очередной раз это произошло в 2020 году. Правительство РФ постановлением от 31 августа 2020 года N 1325 “Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска” утвердило новый порядок независимой оценки пожарного риска объектов защиты (продукции), он введен с 1 января 2021 года.

Казалось бы, что о независимой оценке пожарных рисков (пожарном аудите) с момента введения известно и написано все, но как ни странно вопросы остаются.

Итак, давайте начнем сначала.

Что такое пожарный аудит, он же независимая оценка пожарных рисков? Это оценка соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. Что это значит? Вопросов о том, что объекты должны обследоваться на соответствие действующим нормам в области пожарной безопасности не стоит, это совершенно ясно. Но после введения возможности оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный инспектор или независимый аудитор.

Рассмотрим в чем же разница.

При государственном надзоре:

- Сроки проведения пожарных проверок не зависят от желания собственника и планируются без учета его интересов.

- Проверки зачастую проводятся предвзято.

- При выявлении серьезных нарушений требований пожарной безопасности во время проведения государственного контроля (надзора) и применяются значительные штрафные санкции, а также возможны дисквалификация руководства или закрытие предприятия (организации).

        

При пожарном аудите:

Пожарный аудит проводится на объекте защиты по инициативе собственника и не является обязательным.

В случае получения отрицательного результата разрабатывается комплекс дополнительных компенсирующих противопожарных мероприятий, уменьшающих значение пожарного риска до нормативных требований.

Этот процесс продолжается до получения положительного заключения.

Заказчик пожарного аудита получает необходимые консультации по вопросам пожарной безопасности.

         Подводя итоги:

         У государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна, но это преимущество обычно компенсируется штрафами, кроме этого при проведении пожарного аудита можно серьезно сэкономить, выполняя действительно необходимые мероприятия, направленные на безопасность людей, используя опыт организации аудитора.

Поэтому наличие альтернативы государственному пожарному надзору в лице независимых экспертов по оценке пожарного риска для собственника объекта защиты является фактором, существенно повышающем безопасность и снижающим экономические потери и затраты на пожарную безопасность.

Следовательно, НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору.

Аудит имеет право проводить только организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ, следовательно, МЧС РФ такой организации доверяет и делегирует право на проведения такой деятельности.

Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:

- снижение количества плановых проверок – объект, проверенный сторонней организацией, не включается в план проверок государственного пожарного надзора сроком на 3 года (по истечении этого срока можно заказать новую аудиторскую проверку и снова освободиться от государственного надзора на 3 года);

- снижение категории риска – если по заключению аудитора объект принадлежит к категории меньшей ступени риска, нежели было установлено раньше, то категорию следует снизить на 1 ступень;

- упрощенная схема государственных проверок – совсем избежать их не получится, но уже прошедшие пожарный аудит предприятия будут удостоены лишь беглого внимания инспектора (п. 63 Административного регламента МЧС) – он проверит только документы и организационные моменты противопожарной безопасности;

- обоснование некоторых отклонений от норм – в заключении может быть доказана допустимость определенных несоответствий общим противопожарным требованиям с помощью расчета степени пожарных рисков (например, иногда проще купить новый объект, чем устранить нарушения);

- реальная информация о «пожаробезопасном» состоянии объекта – государственные проверки, ограниченные временем и формальностями, не дадут полной и всесторонней картины, в отличие от целенаправленной работы независимого аудитора, который не только предоставит исчерпывающую информацию, но и порекомендует оптимальные пути устранения нарушений и снижения рисков;

В результате предприниматель становится обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности, заключение НОР может быть использовано при осуществлении лицензирования, предъявлено в судебных органах, в том числе и получении свидетельства о собственности.

При этом, так-как компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.

 

     Независимая оценка пожарного риска проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (продукции) (далее - собственник) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска (далее - договор).

Независимая оценка пожарного риска включает в себя:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты (продукции);

б) обследование объекта защиты (продукции) для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты (продукции) и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, в том числе для проверки исправности и работоспособности имеющихся на объекте защиты (продукции) систем противопожарной защиты;

в) информация о проведении необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведении расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

г) подготовку вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты (продукция) будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовку перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты (продукции). 

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.

В заключении указываются:

а) наименование и адрес экспертной организации;

б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;

в) описание объекта защиты (продукции), в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;

г) фамилия, имя и отчество (при наличии) эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, участвовавшего (участвовавших) в проведении независимой оценки пожарного риска, реквизиты выданного этому эксперту (экспертам) квалификационного удостоверения должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска;

д) результаты проведения независимой оценки пожарного риска;

е) вывод о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима, а в случае их невыполнения и (или) несоблюдения - рекомендации о принятии мер и (или) выполнении требований.

Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации (при наличии).

Заключение, созданное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора на объекте защиты (продукции), в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска.

По желанию заявителя копия заключения может быть направлена в орган или учреждение, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или иным способом, подтверждающим факт направления заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.