Главная / Компания / Новости / 5 причин, зачем вашему бизнесу нужен пожарный аудит (независимая оценка пожарного риска)

5 причин, зачем вашему бизнесу нужен пожарный аудит (независимая оценка пожарного риска)

« Назад

04.12.2017 05:54

По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.
В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются штрафные санкции [1]. В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и дополнительный штраф [2].
Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о независимой оценке пожарного риска.
Что дает собственнику пожарный аудит? Вот 5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите.
1. Невключение в план проверок
Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение срока [3], установленного п. 44 Административного регламента МЧС, с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска).
Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что автоматически влечёт за собой уменьшение периодичности проверок. К примеру, если объект отнесён к категории умеренного риска (с периодичностью проверок 1 раз в 10 лет), то при наличии положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки вовсе не предусматриваются. 
Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.
2. Прохождение проверки по «упрощённой схеме»
В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверки избежать не удастся. Но при наличии положительного заключения НОР проверка проводится не по «полной программе», а по упрощённой схеме.
Согласно п. 63 Административного регламента МЧС в этом случае не проверяется выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть инспектор в этом случае не имеет права проверять выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. Проверке подлежит только узко ограниченный круг вопросов [4] по соблюдению противопожарного режима.
3. «Легализация» нарушений
НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
Актуально для зданий, в которых:
выполнение требований нормативных документов сопряжено со значительными затратами (в отдельных случаях дешевле снести здание и построить новое);
выполнение требований нормативных документов противоречит архитектурным или дизайнерским концепциям (решениям);
отсутствует техническая возможность выполнения требований НД;
ранее выдано предписание по устранению нарушений (допустимость нарушения обосновывается при проведении НОР, в этом случае нарушение в предписании отмечается как устранённое без фактического устранения, при этом штраф за невыполнение предписания [5] не накладывается).
4. Получение положительного заключения МЧС
Требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:
производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта;
медицинская;
образовательная;
В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение.
При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.
5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта
По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:
выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем; 
разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.
Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:
ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).
[1] — ст. 20.4 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 500 000 руб., на должностное лицо – до 30 000 руб.
[2] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
[3] — 1 год – детские сады, общеобразовательные школы, детские лагеря, дома престарелых;
2 года – больницы, поликлиники, санатории;
4 года – объекты, отнесённые к категории значительного риска (особо опасные, технически сложные и уникальные, критически важные для национальной безопасности, особо важные пожароопасные, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, дополнительного образования детей, профессионального образования, Ф4.2, Ф5.1 I, II, III классов опасности, Ф3 с одновременным пребыванием более 200 человек, Ф4.3 высотой более 28 м);
7 лет – объекты, отнесённые к категории среднего риска (Ф1.3 высотой более 28 м, Ф3 с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек, Ф4.3 высотой от 15 до 28 м, Ф5.1 и Ф5.2 категорий А, Б, В);
10 лет – объекты, отнесённые к категории умеренного риска (Ф3 с одновременным пребыванием до 50 человек, Ф5 категорий Г, Д.
[4] — выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, знания требований пожарной безопасности, готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, правила поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений.
[5] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года. 
Новости
В Красноярском крае внедрили систему вызова оперативных служб по единому номеру "112". За первые сутки 2020 года в систему "112" поступило 7943 вызовов. Всего с 1 по 8 января операторы приняли 44 тысячи вызовов и более 800 смс. В среднем за сутки в систему поступает 5500 вызовов.
Утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального госпожнадзора на 2020 год. Она нацелена на снижение рисков возникновения пожаров и тяжести последствий от них, в частности на уменьшение количества трагедий из-за нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Ее задача - формирование добросовестного поведения и ответственности за свои действия в сфере обеспечения безопасности.

В преддверии новогодних праздников сотрудники управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю проводят обследования специализированных мест продажи пиротехнических изделий.

 
Инспекторы ГИМС Главного управления МЧС России по Красноярскому краю напоминают, что лед на водоемах края ещё недостаточно толстый и выходить, а тем более выезжать на него, смертельно опасно!